Особенностью морской логистики является перемещение грузов между разными странами, в которых действуют разные законодательные нормы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Перевозки грузов морским транспортом по протяженности значительно превышают дальность судоходных путей сообщения, вместимость морских судов несоизмерима с грузоподъемностью автомобильного или железнодорожного транспорта.
Специфика каботажных перевозок
Морские перевозки, осуществляемые между портами одной страны в пределах разных морей или одного водного пространства – это каботажные перевозки. В первом случае подразумеваются большие перевозки, во втором – малые каботажные перевозки. На практике каботажный флот осуществляет плавания в ограниченном регионе, недалеко от порта или берега. Это – т. н. материковый каботаж.
Разновидностью морских перевозок грузов или людей есть островной каботаж, когда суда осуществляют рейсы с материкового порта на один или несколько островов одного же государства. Такие рейсы могут осуществляться с одного порта определенного острова в порт, расположенный на другом острове той же страны.
Каботажные перевозки водным путем относятся к самым выгодным в экономическом отношении, если сравнить их с транспортировкой ж/д или автомобильным транспортом. В некоторых районах РФ по достоинству оценили, что такое каботажные перевозки. Например, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере это единственно возможный наличный транспорт, т. к. железных и автомобильных дорог там нет.
Перевозка опасных грузов морем
Перевозки опасных грузов речным и морским транспортом входят в сферу действия ряда национальных и межгосударственных нормативных актов, положения об их лицензировании. Государственное регулирование операций по перемещению опасных грузов водными путями соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения морей с судов, по охране жизни людей, а также Международному кодексу перевозки морем опасных грузов.
Опасными грузами являются:
- взрывчатые изделия и сырье для них;
- элементы в газообразном состоянии (кислород, аммиак, азот, хлор и др.);
- легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества;
- радиоактивные вещества и материалы;
- токсические материалы, в т. ч. и инфекционные;
- вещества, вызывающие коррозию (щелочь, кислота, ртуть) и некоторые другие.
Лицензия может быть получена заявителем при его обращении в территориальный отдел МТУ Ространснадзора.
Заявление о намерении лицензиат может предоставить лично, послать письмом с уведомлением по почте или направить в электронном виде. Неотъемлемым дополнением к заявлению являются следующие официальные бумаги:
- копии учредительных документов, заверенные у нотариуса;
- названия судов, перевозящих опасные грузы;
- копии приказов о назначении лиц, несущих ответственность за безопасную эксплуатацию судна;
- документы о соответствующей профподготовке капитана и его старшего помощника, их стаже работы;
- копии договоров об аренде, субаренде, бербоут-чартере;
- документы о страховании членов экипажа (копии);
- копии документов, о соответствии управления безопасностью на судне Международному кодексу;
- копии документов о мерах по борьбе с загрязнением морей и рек с судов.
Опись к пакету документов прилагается.
Полнота и достоверность сведений в документах проверяется Федеральной службой транснадзора и в случае положительного решения один экземпляр лицензии выдается лицензиату. Полученная лицензия действует 5 лет.