Коносамент – это один из основных документов, который выдается отправителю груза сухопутной компанией. Документ подтверждает принятие товара для проведения дальнейшей перевозки. Подписывается коносамент капитаном судна или перевозчиком, в зависимости от того, каким именно способом ведется отправка. Оставить подпись может и представитель перевозчика, но для этого необходимо, чтобы он идентифицировал себя, а также указал, кого именно он представляет.
Виды и особенности
Коносамент ставит перед собой сразу три задачи:
- с его помощью удостоверяется принятие груза к дальнейшей транспортировке;
- это товаросопроводительный документ. Соответственно, выдать груз компания может только при его наличии;
- это прямое подтверждение того, что компания заключила договор перевозки.
На сегодняшний день существуют следующие виды коносаментов:
- Именной. Его выдают для того, чтобы груз получил конкретный человек. В документе указывается адрес и наименование. Груз может получить либо держатель по предъявлению, либо человек, которого указали в передаточной надписи;
- Ордерный. В бланке присутствует пометка типа “приказу получателя” или “приказу отправителя”. Если первая отметка отсутствует, в документе автоматически прописывается вторая пометка – “приказу отправителя”. Подобные пометки дают понять, что передать груз можно третьему лицу согласно передаточной надписи. Если подобные надписи вообще отсутствуют, груз может получить лицо, которое отправило товар, либо только тот, кто является получателем, на основании информации, прописанной в статусе документа;
- Документ на предъявителя. Данная разновидность коносамента предполагает выдачу груза держателям бланка посредством простого вручения;
- Домашний. Это документ, который ставит перед собой задачу предотвратить различные проблемы, связанные с транспортировкой грузов.
Важно отметить, что домашние коносаменты, как правило, заключают в следующих ситуациях:
- необходимо сделать маршрут передвижения груза тайным;
- отправитель или агент оказывает ряд других услуг, которые не предусматриваются системой морских перевозок;
- фрахт был куплен у перевозчика, у которого отсутствуют собственные суда, но при этом он является участником NVOCC. И точно так же фирма нуждается в засекречивании маршрута передвижения по указанному грузу;
- если требуется оформление коносамента еще до погрузки продукции на борт. К примеру, если отправитель груза обычно работает по кредитным схемам.
Заполнение коносамента выполняется в официальном представительстве грузоперевозочной компании. Организация в полной мере отвечает за транспортировку груза, полноту комплектации и надлежащее техническое состояние. Но в данном случае важно отметить, что если перевозка осуществляется по морским путям, перевозчик снимает с себя ответственность за груз при опасности моря.
Составление коносамента, как правило, ведется в трех экземплярах. Каждый из них является оригиналом, поскольку имеет равные права. Во всех экземплярах обязательно проставляется специальный штамп. Образец коносамента поможет внимательно ознакомиться со структурой документа перед заполнением. Это позволит избежать многих ошибок при оформлении бумаг.
Если в наличии отправителя отсутствует собственный оригинал коносамента, при возникновении осложнений при транспортировке у него пропадет возможность забрать товар, или же оспорить проблемы по конкретному грузу. Перевозчик, в свою очередь, обязан всегда проверять товар на наличие дефектов и технических повреждений. Если недостатки будут обнаружены, они все описываются в специально предусмотренной графе.