Издержки производителя на организацию продвижения товаров составляют около 12% конечной стоимости продаваемой продукции. Повысить эффективность логистических операций позволяет технологически выверенный мобильный метод обработки товаров – кросс-докинг. Технология этого прогрессивного способа обеспечивает оптимизацию всех звеньев логистической цепочки, бизнес-процессов на складах.
Когда применяется метод кросс-докинга
Необходимость и целесообразность применения системы кросс-докинга продиктована стремлением производителя снизить стоимость поставляемой на рынок продукции, сделать ее конкурентоспособной и привлечь тем самым покупателя. Оптимальным товаром для такой обработки является:
- продукция, имеющая ограниченный срок годности;
- продукты, предназначенные для розничной торговли;
- товары и пищевые продукты широкого потребления;
- образцы продукции для рекламных акций, когда товар небольшой номенклатуры поступает на большое количество адресов;
- при консолидации поставок от многих производителей;
- упакованная, этикетированная продукция, готовая к реализации и пр.
Эти товары отличаются отличным спросом, массовыми поставками в больших объемах, высокой прогнозированностью результатов продаж.
Прогрессивная технология кросс-докинга включает процесс получения товара и отгрузку его конечному потребителю (или получателю) без размещения на складское хранение. При этом две эти операции возможно осуществить без промежуточного хранения только в том случае, если они максимально точно выверены по времени. В итоге заказчик получает товар от производителя за максимально короткий срок.
Виды кросс-докинга
Среди комплексных и элементарных операций логистики кросс-докинг является процессом внутри цепочки поставок, в котором заказанный товар поступает на склад точно перед отгрузкой. Следующие операции с товаром могут протекать по двум схемам:
- Одноэтапной, когда груз в неизменном виде проходит через склад и перенаправляется одному или нескольким заказчикам.
- Двухэтапной, предполагающей переформирование партии товара – деление на отдельные заказы или соединение в единый блок.
В первом случае груз приходит уже сформированным и подвергается следующим видам обработки:
- перевалке через склад без хранения, происходит только замена транспорта;
- расконсолидации, когда поставленная продукция перенаправляется нескольким грузополучателям несколькими машинами. Склад может стать местом получения товара от нескольких производителей двум и больше заказчикам груза.
Вариант двухэтапного вида кросс-докинга включает:
- переконсолидацию, когда транспортная единица сначала ставится под разгрузку продукции в зоне ее временного размещения, затем груз переконсолидируется согласно заказам и перегружается по разным машинам;
- консолидацию заказов. В этом случае один заказ на одно транспортное средство составляется из грузов, полученных от разных грузоотправителей разными машинами;
- подсортировку, когда из находящихся на складском хранении товаров некоторая их часть добавляется к пришедшему грузу. Эта процедура может применяться при любом типе кросс-докинга.
Для отслеживания заказов, обмена данными в реальном времени, уменьшения ошибочных операций в системе кросс-докинга используется идентификация поступающих и перенаправляемых грузов с помощью чипов. При этом данные считываются непосредственно с внутренних штрих-кодов, нанесенных на все поступающие грузы, и направляются по радиоканалу на главный сервер.