Договорные условия международной поставки товаров требуют однозначного толкования специальных терминов и понятий, применяемых в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для этого существуют определенные правила, трактующие условия поставок – Инкотермс. Так, трехбуквенная аббревиатура латиницей в термине «условия FCA» простыми словами обозначает «франко-перевозчик».
Данный режим поставки подразумевают передачу товара, прошедшего таможенную очистку, перевозчику. При этом считается, что с момента приема товара перевозчиком обязательства продавца по поставке являются выполненными. Место приема груза указывается покупателем.
Франко-перевозчик – особенности режима
В практике международных поставок встречаются случаи, когда покупатель не согласовал место передачи. Действующие и в 2016 году условия FCA Инкотермс 2010 предполагают наличие у продавца возможности самому определить такой пункт из ряда подобных транспортных терминалов. К обусловленным пунктам относят железнодорожные станции, контейнерные терминалы, морские и речные причалы, дворы.
Для заключения договора с транспортной компанией в некоторых случаях требуется содействие продавца или его представителя. Это необходимо для осуществления условий отгрузки FCA по железной дороге или воздушным транспортом. В таких обстоятельствах продавец действует на риск покупателя и за его счет, передавая товар перевозчику.
Перевозчиком является юридическое лицо, берущее на себя обязанности осуществления перевозки товара любым видом транспорта:
- морским;
- воздушным;
- водным внутренним;
- железнодорожным;
- автомобильным.
В коммерческой практике часто встречаются договора на смешанную перевозку – мультимодальную доставку.
Ответственности продавца и покупателя при поставке в режиме FCA
Две стороны, действующие в режиме FCA Incoterms, должны соблюдать правила Инкотермс или установить в контракте иные требования к мере ответственности за поставку импортной продукции по условиям ФСА. Что это значит для участвующих в сделке сторон:
- Продавец обязан:
- нести ответственность и риски за товар до обусловленного франко-места;
- обеспечить товар сопровождающей документацией, экспортной лицензией;
- уплатить экспортные пошлины;
- вовремя доставить товар на транспортный терминал;
- после передачи (или отказа в принятии груза представителем получателя) известить покупателя об этом факте;
- оплатить стоимость простоя перевозчика в случае опоздания по собственной вине продавца.
2. Обязанности покупателя:
- оформить лицензию на импорт;
- оплатить пошлины на импорт и любые другие, связанные с вывозом товара, расходы;
- оплатить транспортные расходы и страховку груза, если иное не предусмотрено договором;
- принять товар в обусловленном франко-месте;
- информировать поставщика о названии фирмы-перевозчика, времени доставки;
- оплатить импортную составляющую растаможки и предпогрузочную инспекцию.
Значительное преимущество покупателя – не ограниченный условиями FCA выбор любого вида транспорта и транспортной компании для перевозки груза.
Ответственность за процесс погрузки несет или продавец, или покупатель в зависимости от места передачи груза. Если склад с находящимся там товаром принадлежит продавцу – продающая сторона и несет ответственность за передачу товара перевозчику, а также оплачивает все расходы. В другом случае расходы по такелажным работам при передаче продукции являются обязанностью принимающей стороны.